О том, что продукция петербургских производителей хлебобулочных изделий «Дарница» и «Хлебный дом» (экс-Fazer) могут подорожать на 20–30%, сообщил в письме ретейлерам их владелец — БКХ «Коломенский». За последние два года московский гигант захватил внушительную долю рынка Северной столицы, купив двух игроков из ТОП-3, и теперь задумался о повышении прибыли.
Как следует из письма «Коломенского» (есть в распоряжении «Фонтанки»), повышение стоимости произойдет 21 марта и коснется булочных и мелкоштучных изделий во всех каналах сбыта. Если сети не примут подорожание, компания будет вынуждена приостановить отгрузки, сообщается в документе. «Указанное нами изменение является жизненно важным для обеспечения эффективного производства и доставки продукции в торговые точки», — отмечает «Коломенский».
Судя по спецификации, полученной одной из сетей, сильнее всего вырастут цены на продукцию «Дарницы»: хлеб «Бородинский особый» (+30%), батон «Особый» (+30%), булочки с кунжутом (+30%), улитку с творожно-сырной начинкой (+20%), сдобу «Плюшка» с ванильно-сливочным вкусом (+20%), кекс творожный (+20%), сдобу «Венская» (+20%), слойку «Штрудель» (+20%), оладушки с вареной сгущенкой (+20%), сдобу «Завиток» (+20%).
Также подорожает продукция «Хлебного дома»: хлеб «Дарницкий» (+30%), лепешки «Краюшки» (+26%), хлеб «Геркулес» зерновой (+20,7%), хлеб «Геркулес» с отрубями (+16%), хлебцы финские зерновые (+12%), хлеб заквасный заварной без хлебных дрожжей (+11,5%). При этом, к примеру, на батоны этого производителя и ягодные лукошки цены не изменятся.
Повысится стоимость некоторых позиций самого «Коломенского»: на 15% подорожают булочки для хот-догов и на 7% венские конвертики. Также на 30% подскочат расценки на армянский лаваш и хлеб от ООО «Нканак» (принадлежит Армянской Апостольской православной церкви Петербурга), которые «Коломенский» поставляет в розничные сети.
Почему дорожает хлеб
По данным Петростата, в прошлом году цены на хлебобулочные изделия практически не менялись: так, хлеб ржаной и ржано-пшеничный вырос в цене всего на 0,09%, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки различных сортов и вовсе подешевели на 0,64%. Правда, основной ингредиент — мука пшеничная — вырос в цене на 4,2%. Правда, со ржаной мукой не все благополучно. В этом году урожай ржи прогнозируется на уровне до 1,8 млн т, но качественной из нее будет менее 40%, сообщили в Союзе мукомольных и крупяных предприятий. По мнению союза, такая тенденция может привести к тому, что ржаной хлеб станет редкостью в России.
Сам «Коломенский» в качестве причин указывает на рост тарифов на доставку продукции (более чем на 60%), увеличение стоимости аренды и обслуживания складских и экспедиционных площадей (на 30%), повышение зарплат операционного персонала (более чем на 40%), рост затрат на запасные части и техническое обслуживание производственного оборудования (более чем на 40%), подорожание упаковочных материалов (20%), рост стоимости привлечения кредитных ресурсов (в два раза).
Компания в письме сетям сообщает, что предпринимала «комплекс мер по сдерживанию цен», в частности повышала уровень автоматизации производства, вводила новые, более производительные линии и снижала нормативы по прибыли. Но, несмотря на это, вынуждена объявить о подорожании.
Получение уведомления «Фонтанке» подтвердили одна федеральная и одна региональная сеть. По словам представителей ретейлеров, такая резкая индексация по большому числу позиций стала сюрпризом. «Коломенский» заявил повышение на 20–30% по всем заводам, которые входят в холдинг, при этом у них было принято повышение в конце прошлого года в среднем на 10%, и никто из хлебников на текущий момент такого второго повышения не заявляет», — сообщил один из собеседников «Фонтанки».
Источник в еще одной сети также сообщил, что другие петербургские производители хлебобулочной продукции («Каравай», «Арнаут») пока не заявляли о повышении цен на свою продукцию. Не исключено, что ценовая политика «Коломенского» может быть инструментом ротации брендов внутри своего портфеля и вывода на рынок Петербурга собственной продукции. «На большую часть «Дарницы» подорожание 30%. Видимо, хотят избавиться от этого бренда совсем», — отмечает он.
БКХ «Коломенский» принадлежит владельцу девелоперской группы «Sminex-Интеко» Алексею Тулупову. В 2022 году компания выкупила российский бизнес финской Fazer, а затем тверское предприятие «Волжский пекарь». В 2023 году «Коломенский» также выкупил у «Аладушкин Групп» петербургскую «Дарницу». Таким образом, буквально за два года компания не только вышла на новый для себя рынок Северной столицы, но и, поглотив двух игроков из ТОП-3, заняла на нем лидирующее положение. По оценкам профильного портала OHLEBE, ее доля может достигать 50%.
Перечисленные «Коломенским» причины подорожания реальны и являются общими для всего рынка, рассказал «Фонтанке» один из его участников. «В прошлом году существенно выросли трудозатраты, людей просто не хватает. В этом году с ростом зарплат рынок успокоится, но беда приходит со стороны транспорта — все заводы будут индексировать цены», — говорит он.
При этом у «Коломенского» есть и собственные причины объявить о подорожании. Одна из них — необходимость «переваривать» вошедшие в его состав предприятия.
«Когда [на рынке] все хорошо, масштабироваться хорошо, когда все плохо — масштабироваться сложнее. Они [«Коломенский»] взяли одновременно ряд проектов, и теперь сложно ими управлять», — рассказывает представитель производителя.
Кроме того, после покупки «Хлебного дома» «Коломенский» опустил на 30% цены на ряд позиций из его ассортимента, отмечают участники рынка. «Компания рассчитывала с помощью демпинга увеличить долю рынка и снижением издержек нивелировать снижение прибыли, но, вероятно, не рассчитала силы», — рассказал собеседник издания. Теперь компания стремится отыграть назад, повышая цены в первую очередь на эксклюзивные позиции, которых нет у конкурентов, подчеркивает он. Ранее владелец «Коломенского» Алексей Тулупов заявлял, что Fazer закупала сырье и материалы для своего производства в России в среднем на 10% дороже, чем его собственное предприятие. «Так происходило потому, что финны не контролировали сотрудников», — отмечал он.
Что касается «Дарницы», то она изначально работала в более низком ценовом сегменте и приносила небольшую прибыль. Возможно, «Коломенский» стремится выравнивать цены и доходность предприятий, которые поглотил, считают участники рынка. А вот продвинуть на рынке Северной столицы продукцию самого «Коломенского», повышая цены на «Дарницу» и «Хлебный дом», вряд ли получится: петербургский потребитель довольно консервативен, в отличие от московского.
Данных о финансовых показателях БКХ за 2023 год в СПАРК нет. В 2022 году выручка «Коломенского» превысила 31 млрд рублей, чистая прибыль — 584,6 млн рублей. Выручка ГК «Дарница» за 2022 год составила 5,5 млрд рублей, чистая прибыль — 18,4 млн рублей.
Впрочем, заявленное повышение отпускных цен не означает пропорциональный рост стоимости продукции на полках. По словам ретейлеров, письмо «Коломенского» пока рассматривается, и новые условия не обязательно будут приняты в полном объеме. Нужно учитывать и социальную составляющую. «В Петербурге было три революции, и все начинались с недовольства ценами на хлеб», — комментирует один из участников рынка.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»